Примерно с 2000-х, монополию печатных, радио- и теле-СМИ серьёзно потеснила интернет-площадка. И с тех пор она только наращивает обороты. Начали поговаривать даже о «смерти ТВ».
То, что каждый крупный медиа-ресурс имеет свой канал в инете, ситуацию не спасает. Потому что даже единственный человек (блогер) способен создать рейтинговые публикации и перетянуть внимание (рейтинги) на себя. Каждый день приносит новые имена, новые источники. Борьба за внимание публики обострилась. Да и сама публика из разряда потребителя информации с удовольствием переходит в разряд ньюсмейкеров, вещателей. Темы, уровень подачи, кругозор — любые. Даже важные новости на таком фоне становятся «информационным шумом», на который уже нет реакции. И в этой ситуации, как никогда, важен бренд, рейтинг и репутация.
Поэтому о смерти ТВ (особенно каналов с историей) заговорили рано. Если людям понадобится информация, они будут искать её в первую очередь по источнику, который внушает доверие. И как правило, это будет не пользователь с неизвестным ником. Затем, люди пытаются определиться с отношением к тому или иному событию, поэтому они ищут мнения известных людей или соседей, или выкладывают своё, или примыкают к яркому лидеру.
Эволюция сети порождает и хоронит в своих недрах массу информации, актуальное сегодня может быть забыто завтра. Время существования бренда, ника, канала — важный параметр, на который ориентируются потребители. Монстры вещания в этом отношении обыгрывают однодневок, и это важный параметр.
Однако, по интерактивности прежним СМИ с интернет-площадками не тягаться. Телевидение (и т.п.) никогда не становилось социальной и интеллектуальной средой, которая затрагивает очень обширные сферы интересов людей. То есть различие в классе очевидно: источник информации и среда информации.
Так же немаловажным параметром является и механизм цензурирования информации. Для традиционных СМИ характерна блокировка информации на входе — это редактирование и политика редакции. А для информационной среды инета блокировка информации возможна лишь после выхода: это изъятие поста или аккаунта владельцами платформы. Причины — либо в нарушении закона, либо политическое давление.
Что касается инфраструктуры, обеспечивающей доступ к ресурсам, то ситуация с потреблением информации одинакова для ТВ и интернета. Потребитель должен иметь аппарат, с помощью которого принимает сигнал. (Продолжение следует).
«Представим себе ситуацию, что ТВ расформировали за ненадобностью».
Нет, речь идет не о расформировании ТВ, а о реформировании. Если следовать науке, то в некорректно работающей системе меняют контур управления, а не управляемых. Квалификация имеющихся кадров будет востребована, переквалификация может потребоваться минимальная и осуществимая в процессе работы. То есть пункты «утилизация ненужного оборудования», «выплата пособий», «расходы на трудоустройство» отсутствуют как класс для подавляющего большинства работников (управляемых). И только неэффективные управленцы могут пострадать (им придется либо переучиваться всерьез, либо уйти и не мешать). Поскольку контур управления — это и доступ к большим ресурсам, никто просто так этот ресурс не отдаст. Именно здесь будет наибольшее сопротивление, а не среди владельцев ТВ и простых работников. Если данная тема будет интересна, раскрою ее подробнее в отдельных статьях с цифрами и схемами.
ТВ имеет свои каналы распространения, их обслуживает определённый штат. Если эти каналы упразднить, то высвобождается и штат. Интернет -вещание существует уже сейчас, его уже обслуживают другие люди. И другие люди являются собственниками серверов, сетей и т.п. Так куда переводить освобождённых ТВ-работников? Телевизионные сотрудники (создатели контента) всем коллективом переходят в разряд блогера?
Представим себе ситуацию, что ТВ расформировали за ненадобностью. Освободились ресурсы? Сколько? Не забудьте вычесть расходы на утилизацию ненужного оборудования, переквалификацию кадров, выплату пособий, расходы на трудоустройство.
Что произойдёт с информационным пространством? О чём нам поведают блогеры? Как найти свежую информацию, достоверную информацию. Частично эту проблему решат собственные пресс-службы организаций. Система общезначимой информации и оповещений в случае ЧП как будет поставлена, защита информации и её трансляции?
О бренде, рейтинге, репутации и каналах с историей.
На мой взгляд, каналы с историей возможны только при условии преемственности поколений. И потенциально у телеканалов изначально выигрышная позиция. Весь вопрос в том, как этим потенциалом распорядиться. Ведь создавать репутацию приходится долго, а испортить ее можно очень быстро. Когда на смену передачам «Это вы можете», «Хочу все знать», «Очевидное — невероятное» приходят пусть говорят, дом-2 и им подобные, о какой «репутации» и «каналах с историей» можно говорить?
О «смерти ТВ».
Сравним видеоблогеров и телеканалы.
Видеоблогерам хватает собственных ресурсов для производства и распространения собственных продуктов. Многие из них еще и зарабатывают на этом. На их фоне ТВ похоже на пациента, которому искусственно поддерживают жизнедеятельность — с помощью миллиардных вливаний и административного ресурса (в виде частоты и/или возможности вхождения в мультиплекс). То есть речь о том, что ТВ — не самодостаточно, и эффективность вложения средств иная, чем у тех же видеоблогеров. Почему так происходит — это тема отдельной статьи.
«То, что каждый крупный медиа-ресурс имеет свой канал в инете, ситуацию не спасает.»
Не спасает — в тех случаях, когда сайты делаются «для галочки», без понимания сути. Хотя, казалось бы, у ТВ гораздо лучшие стартовые позиции — огромный объем получаемой и обрабатываемой информации. Нужно только адаптировать эту информацию к другой среде распространения — Интернет, что потребовало бы минимальных финансовых вливаний (в масштабах телеканалов, по сравнению с бюджетом видеоблогеров).
Но в определенный момент времени сформировалась традиция назначать руководителями телеканалов журналистов. Видимо, по причине того, что люди «владеют словом». Но «слово» на бумаге, в газете/журнале кардинальным образом отличается от «слова» на ТВ и в Интернет (примерно так же как различаются управление велосипедом и самолетом). Здесь необходимо владеть технологиями и понимать специфику новых сред распространения информации. Идти по пути «сделаем из ТВ и Интернета видеогазету» — бесперспективно. Тут просто необходимы фундаментальные знания другого плана — кинопроизводство, звукорежиссура, организация массовых мероприятий и т. д.
+ Четкое понимание того, как поставить развивающиеся технологии на службу ТВ. Именно так — «поставить на службу». На данный момент часто складывается иная практика — есть некое готовое «компьютерное» решение, к которому люди должны «подстроиться». Не всегда такой подход оправдан — решение может быть либо не оптимальным для решения задач конкретной телекомпании на данном этапе, либо безнадежно устаревшим, либо изначально созданным для решения иных задач.
Вывод: необходим навык формирования новых технологических процессов на основе текущих задач и существующих на данный момент технических возможностей.
Об инфраструктуре.
«…ситуация с потреблением информации одинакова для ТВ и интернета. Потребитель должен иметь аппарат, с помощью которого принимает сигнал.»
Ситуации кардинально отличаются. У телеприемника нужно сидеть и ждать назначенное в телепрограмме время и только тогда получить свою порцию информации. С Интернетом все иначе — включил смартфон в любое удобное время в любом удобном месте — и получаешь нужную тебе информацию. Оперативность традиционного ТВ и Интернета просто не сопоставимы.
Вывод: традиционному ТВ необходима трансформация.
На глазах одного поколения произошел гигантский скачок в развитии технологий — от состояния, когда обычный стационарный телефон был не в каждой квартире (не говоря о другой технике), до состояния, когда у каждого в кармане есть смартфон (а там и телефон, и аудиомагнитофон, и видеомагнитофон, и телевизор, и много чего еще).
А что же в ТВ? «Цифра»? Та, для использования которой надо купить отдельную приставку или новый телевизор? Кстати, разрешение в цифровых мультиплексах так и осталось в формате SD (стандартной четкости). Местами есть вещание в HD (высокой четкости). Всё?
Ощущение, что технологии вообще и технологии для ТВ существуют на разных планетах. Именно поэтому традиционному ТВ необходима трансформация с учетом реалий сегодняшнего дня.