СМИ — средства массовой информации.
Из данного определения следует, что речь идет о неких средствах, позволяющих доносить информацию до масс.
Простейший пример — диалог двух людей. Один — источник и передатчик информации, другой — её приёмник. Средством передачи может являться речь. Важнейшим условием здесь является общий язык (речь), как средство передачи информации. Итак, уже здесь важна ТЕХНОЛОГИЯ (Мысль Оратора должна быть Доставлена до Слушателя). Т.е., если оратор имеет прекрасную мысль, но не может донести её до аудитории, то диалог не имеет смысла. Кто понял это, организовал курсы ораторского мастерства.
Бабушки на завалинке или у подъездов — это первичные СМИ. Есть мысль, владеют языком, умеют подать информацию целевой аудитории. Здесь в максимальной степени используется режим диалога, т.е. Слушатель, который чего-то не понял, может задавать уточняющие вопросы Оратору. В результате, Оратор постоянно контролирует процесс Доставки информации до Слушателя.
Народное вече, собрание, слухи — по сути, СМИ.
В дальнейшем, люди стали создавать технику для СМИ. А технику люди всегда создают для облегчения собственной работы. Техника выполняет рутинные операции, за собой человек оставляет замысел.
Итак, техника. После появления печатного станка следующим естественным шагом стало появление газет, журналов, листовок. Являются ли печатные издания СМИ? Могут являться, но только если Приёмники информации обучены грамоте (умеют читать) и хотят читать. Появление ТВ несколько изменило ситуацию: теперь для получения информации умение читать перестало быть необходимым условием, достаточно уметь видеть, слышать и понимать язык, на котором ведется трансляция. Умение читать необходимо для восприятия дополнительной информации: титров, субтитров, бегущих строк. Существуют телепередачи и для слабослышащих, где звуковой ряд дублируется текстом. Образно говоря, для использования телевизора достаточно знать, где у него находится кнопка включения.
Замысел. Тут всё несколько сложнее. В первом приближении, как учат некоторые ВУЗы, это просто обмен информацией, её «доставка» до потребителя. На самом деле, смысл заключается в формировании общественного мнения. Опять же, «бабушки у подъезда» могут просто «языками чесать», а могут и формировать мнение общественности, что, условно, «Иван Иванов» — прекрасный человек, а «Петр Петров» — не очень. Но всегда остаются 2 ключевых момента: либо обмен информацией имеет смысловой нагрузкой «чесать языками» (т.е. «убивать время»), либо «формировать общественное мнение». При переходе к «большим» СМИ (вплоть до федеральных телеканалов) смысл не меняется, несмотря на изменение вкладываемых ресурсов. Ораторы выполняют функцию либо Учителя, либо Балабола/Клоуна. Учитель несет полезную для Слушателя информацию (например, преподает уроки русского и иностранных языков, литературы и т.д., рассказывает о том как устроен мир, т.е. развивает человека). Балабол/Клоун не несет практической пользы для развития человека, а просто «убивает время» (различные сериалы, ток-шоу и т.д.). Балабол при этом более ориентирован на звуковой ряд, Клоун — на зрительные образы.
Вообще, «большие» СМИ (в частности, ТВ) предполагают большой охват аудитории. В таком режиме автоматически утрачивается режим обратной связи, т.е. диалога. Оратор выступает в режиме монолога, что обязывает его таким образом создавать повествование/сюжет, чтобы он был понятен без дополнительных вопросов.