Под сменой эпох в сфере СМИ я подразумеваю переход от ленточных технологий к безленточным. Бурное развитие компьютерных технологий не могло не сказаться на развитии технологий СМИ. Системы хранения и обработки информации, а также средства коммуникации бурно развиваются.
Технократия: инструменты власти для манипуляции СМИ
Миф о свободе журналистики развеивается, как только журналист задаст себе вопрос о способе трансляции своих материалов и о доступе к средствам трансляции. Хозяином площадки, на которой журналист вздумает разместить материал, зачастую является кто-то другой. И этот кто-то определяет состав участников. Чтобы выступать, мало обладать материалом, информационным поводом, талантом, нужно иметь доступ к средствам информирования, и вот тут заканчивается свобода СМИ, и начинается цензура, конкуренция, конъюнктура, борьба не за умы, а за площадку. Возможно, свободная журналистика есть, но мы о ней не знаем, так как она до нас не дошла ни по ТВ, ни в тиражах, ни через радио, ни через интернет. А тот, кому разрешено вещать, очевидно обладает нужными для власти характеристиками, допустим, он даже единомышленник власти, и в этом смысле — свободен. Но и в этом смысле для потребителя информации ясно, что вопрос свободы всегда будет ограничен даже самим журналистом, его компетентностью, кругозором, убеждениями.
Кто реально является хозяином площадок? Неужели политики? То есть это те, кто не может посчитать пропускную способность оптоволокна или медного провода? Это те, кто не может написать алгоритм для автоматизации телеэфиров или синхронизировать спутники с антеннами? Да ведь любого политика можно выключить из медиапространства, а он этого даже не заметит, потому что в его локальном пространстве ему будет казаться, что он выступает перед избирателями. Симуляторы — это возможность устранить власть так, что она даже не заметит. Технологии виртуальной реальности — это способ вести пропаганду в обход всех устаревших способов влияния или запрещения. Контроль убеждений с помощью нейропрограммирования — это слияние психологии и инженерных коммуникаций. Запрос на такой инструмент, где журналистика уже не нужна, вынашивался давно. Так кто же эти новые инженеры реальности? Чего от них ожидать и насколько им можно доверять? Прежние принципы СМИ и политики, основанные худо-бедно, но на необходимости договариваться с потребителем информации, перетягивая его на свою сторону с помощью объективности, компетентости, развлекательности, свободы выбора в конце концов , — уже не так эффективны. Особенно в сравнении с практически прямым приказом, поступающим из нового техномира, который воспринимается, как собственная мысль. Убеждать не нужно, можно просто повелевать.