Исторически сложилось так, что в ТВ могут работать люди, «владеющие словом». Но что это значит? Ранее считалось (и считается местами до сих пор), что достаточно владеть печатным словом (иметь опыт работы в газете), для того, чтобы работать в любом СМИ. Но ТВ — это не только «печатное слово» — титры, субтитры, но, в гораздо большей степени — видео и звук. Именно они в ТВ несут наибольшую информационную нагрузку.
Примеры для понимания:
- видео: «плохой» и «хороший» фильмы. И там, и там есть видео, только разного класса, и, соответственно, разного воздействия на аудиторию;
- звук: разная озвучка также имеет разное воздействие на аудиторию. Как вариант, можно сравнить 2 различных перевода иностранного фильма — воздействие на аудиторию совершенно разное.
Есть такое утверждение «Успех — это 1% таланта и 99% труда». В нашем случае фраза может звучать так: «Успех — это 1% таланта и 99% владения технологией».
Рассмотрим такие примеры для понимания.
Дети ходят в школу, где их учат читать, писать, считать и т. д. Всё это — обучение владению технологиями. Чтение — технология преобразования знаков в речь, письмо — технология изложения мыслей на бумаге, математика — технология расчетов и т. д. После школы другие учебные заведения продолжают выполнять ту же функцию — обучают владению различными технологиями. Человек, владеющий технологиями, владеет ремеслом. Талант может проявиться только в ходе обучения. А при должном развитии — и реализоваться. Например, талантливый человек со временем может стать выдающимся математиком. Что это значит? На основе знаний о существующих технологиях счета он будет создавать новые. Обратная ситуация — человек не был обучен математике, но благодаря своему таланту открыл её заново самостоятельно — утопия. На практике такого не бывает.
Получается, человек, владеющий технологиями, но не имеющий таланта — ремесленник.
Человек имеющий талант, но не владеющий технологиями — дилетант.
Так почему же в сфере СМИ (и, в частности, ТВ) должны действовать другие законы?
А теперь зададимся вопросом: кого каждый из нас хотел бы видеть своим преподавателем — ремесленника или дилетанта? Для меня ответ очевиден, более того, отсюда следует вывод: если кто-то что-то преподает (обучает), не имея в данной области фундаментальных знаний и практических навыков — значит, он шарлатан.
Таким образом, я вижу владение технологией как необходимый фундамент, без которого не обойтись. Сразу уточню, что я подразумеваю принципы функционирования, а не знание каждого аппарата «до винтика».
Владение технологией не может заменить талант.